2023. Т. 20. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Липатова Антонина Петровна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Ульяновск, Россия

Вариативность имени собственного в «Николе Знаменском» Ф. М. Решетникова как средство создания художественного образа

Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 2. С. 270–287
DOI: 10.15826/vopr_onom.2023.20.2.023

Рукопись поступила в редакцию 08.05.2022
Рукопись принята к печати 13.12.2023

Аннотация: Статья посвящена анализу ономастических стратегий в рассказе «Никола Знаменский» Ф. М. Решетникова, представителя этнографического направления в русской литературе XIX в. Десять персонажей произведения имеют имена. Выделяются три типа стратегии именования, основанной на характере вариативности именных форм: константный, двухвалентный и плюралистический. Константный тип предполагает единообразное именование персонажа всеми действующими лицами, при этом используется только полная форма имени (священнослужители Василий, Олексей, тетка Матрена) или только гипокористика (дьячок Сергунька, писарь Васька). При именовании персонажей из круга семьи главного героя (брат, сыновья) реализован двухвалентный тип: полная форма характерна для речи рассказчика, дериват на -ка — для речи знаменского священника. Именно так именуется в рассказе сын — тезка главного героя (НиколайКолька). Плюралистический тип, предполагающий широкое разнообразие вариантов, воплощается в именовании главного героя рассказа, Николы Знаменского. В тексте встречаются шесть форм его имени: церковные начальники используют полную официальную форму, в речи рассказчика наблюдаются официальный (Николай) и народный (Никола) варианты, сам герой, как и его паства, используют различные народные варианты имени (Никола, Микола, Микула), члены семьи Николы Знаменского называют его при помощи гипокористических форм имени. Максимальная ономастическая вариативность именования главного героя рассказа позволяет продемонстрировать все его социальные связи: он подключен и к «официальной» (через свое духовное звание), и к «семейной» парадигме (через сына, в честь него названного), но прежде всего оказывается вписанным в «народную» парадигму и через нее причастен к образу своего святого покровителя — Николы Чудотворца. Вариативность имени персонажа позволила автору произведения создать неоднозначный образ народного священнослужителя.

Ключевые слова: Ф. М. Решетников, «Никола Знаменский», антропоним, литературная ономастика, вариативность, ономастическая стратегия

Источники

Решетников Ф. М. Никола Знаменский // Решетников Ф. М. Никола Знаменский , Тетушка Опарина : [рассказы]. СПб. : Лит.-изд. отд. нар. ком. по просвещению, 1919. С. 9–54.

 

Исследования

Астафьева Е. А. Факторы, определяющие выбор формы личных имен в дискурсе диалектной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 5–10.

Бакастова Г. В. Имя собственное в художественном тексте // Русская ономастика : сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. А. Карпенко. Одесса : Одес. гос. ун-т им. И. И. Мечникова, 1984. С. 23–27.

Баранова К. И. Об ассоциативном потенциале имени главной героини в рассказе Т. Н. Толстой «Охота на мамонта» // Вопросы ономастики. 2013. № 1 (14). С. 79–87.

Васильева Н. В. Литературная ономастика: традиционное и новое. [Рец. на кн.]: Kohlheim, V. Der Name in der Literatur / V. Kohlheim, unter Mitarbeit von R. Kohlheim. — Heidelberg : Winter, 2019. — 371 S. // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16, № 4. С. 241–251. http://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.4.055

Виноградова Н. В. Имя персонажа в художественном тексте: функционально-семантическая типология : дис… канд. филол. наук : 10.01.08 / Твер. гос. ун-т. Тверь, 2001.

Горбаневский М. В. Ономастика в художественной литературе. М. : Изд-во РУДН, 1988.

Ершов М. Ф. Тексты писателей-реалистов как историко-этнографические источники провинциальной жизни второй половины XIX — начала XX в. // Вестник угроведения. 2014. № 3 (18). С. 133–143.

Кубасов А. В. Нарративная структура рассказа «Никола Знаменский» и житийная икона // Кубасов А. В. Художественно-документальная очерковая проза Ф. М. Решетникова. [Б. м.] : Издательские решения, 2017. С. 9–21.

Матвеев Е. М., Бухаркин П. Е. Антропонимы в русской литературе XVIII века: о некоторых аспектах функционировании имени в оде и трагедии // Русская литература. 2020. № 3. С. 5–19.

Созина Е. К. Специфика жанрового мышления Ф. М. Решетникова // Дергачевские чтения — 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций : материалы IХ Междунар. науч. конф. : в 2 т. / сост. А. В. Подчиненов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. Т. 1. С. 281–292.

Созина Е. К. «Наша литература должна говорить правду». Реалистическая мифопоэтика повести Ф. М. Решетникова «Подлиповцы» // Русская словесность. 2021. № 3. С. 3–12.

Соколова В. Ф. Характер этнографизма русской демократической литературы 60-х годов XIX в. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-1 (72). C. 42–44.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века (истоки, тип творчества, история развития) : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Моск. Гос. обл. ун-т. М., 2004.

Фомин А. А. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике? // Вопросы ономастики. 2009. № 7. С. 57–67.

Фомин А. А. Загадочный Арвентур: поэтоним как ключевое слово произведения // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16, № 4. С. 180–201. http://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.4.052

Фомин А. А. Ономастическая пушкиниана: о поэтонимах Ларин, Ларина, Ларины в романе «Евгений Онегин» // Вопросы ономастики. 2021. Т. 18, № 2. С. 156–176. http://doi.org/10.15826/vopr_onom.2021.18.2.024

Шелгунов Н. Народный реализм в литературе // Дело. 1871. № 5. URL: http://az.lib.ru/s/shelgunow_n_w/text_1871_realizm.shtml (дата обращения: 07.05.2022).