2023. Т. 20. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Svetlana Yu. Pavlina
Linguistics University of Nizhny Novgorod
Nizhny Novgorod, Russia

Onyms in Political Posters: Intersemiotic and Pragmatic Perspectives

Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 2. С. 300–312 (на англ. яз.)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2023.20.2.025

Рукопись поступила в редакцию 10.05.2021
Рукопись принята к печати 13.12.2022

Аннотация: В статье анализируются семиотические и функциональные характеристики имен собственных, являющихся компонентами визуальной политической коммуникации. Материалом послужили 198 британских и американских предвыборных плакатов, лингвистический сегмент которых содержит антропонимы, топонимы и другие типы онимов. Рассмотренные тексты политической рекламы включают вербальный и визуальный компоненты, что позволяет определять их как поликодовые конструкты, в которых создание политически значимой информации осуществляется на основе взаимодействия разных семиотических кодов. Исследование выполнено в русле социоономастики, с использованием метода мультимодального дискурсивного анализа. В результате было установлено, что роль онимов в визуальной политической коммуникации предопределяется их тесной интеграцией со знаками других семиотических систем. Возникающие в ходе этого взаимодействия смыслы, а также модели соотношения вербального компонента, содержащего онимы, и визуальных элементов текста зависят от семантических характеристик онимов и от широкого социально-культурного контекста. В фокусе исследования находятся прагматические характеристики онимов, а также функции, выполняемые именами собственными в политических плакатах. Анализ материала показал, что к ним относятся идентифицирующая, аттрактивная, людическая, парольная и оценочная функции. Исследование открывает перспективы дальнейшего изучения манипулятивного потенциала имен собственных как компонентов политической коммуникации.

Ключевые слова: онимы, визуальная политическая коммуникация, предвыборный плакат, поликодовость, взаимодействие вербального и визуального кодов, семиотика, социоономастика

Литература

Ainiala, T., & Östman, J.-O. (Eds.). (2017). Socio-onomastics: The Pragmatics of Names. Amsterdam: John Benjamins.

Ainiala, T., Saarelma, M., & Sjöblom, P. (2012). Names in Focus. An Introduction to Finnish Onomastics. Helsinki: Finnish Literature Society.

Balentine, M., Frazier, J., & Webster, G. (2014). Geographic Place Name Use in the 2012 Presidential Debates. In J. Clark Archer et al. (Eds.), Atlas of the 2012 Elections (pp. 63–66). Lanham: Rowman & Littlefield.

Balentine, M., & Webster, G. (2020). Place Names as Strategic Political Communication: Analysis of Geographic Language in US Presidential Debates, 1976–2012. In S. Brunn, & R. Kehrein (Eds), Handbook of the Changing World Language Map. Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-02438-3_7

Blanár, V. (2009). Vlastné meno vo svetle teoretickej onomastiky. Martin: Matica slovenská.

Daly, A., & Unsworth, L. (2011). Analysis and Comprehension of Multimodal Texts. Australian Journal of Language and Literacy, 34(1), 61–80. https://doi.org/10.1007/BF03651846

Dmitrieva, A. V. (2021). Pretsedentnyie imena v rossiiskoi politicheskoi reklame: representatsiia tsennostnykh etalonov i kulturnykh smyslov [Precedence Names in Russian Political Advertising: Representation of Value-based Standards and Cultural Symbols]. Voprosy onomastiki, 18(2), 177–195. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2021.18.2.025

Dmitrieva, A., & Golomidova, M. (2020). Communication Strategies of Including Precedent Proper Names in Political Advertising Videotexts. In A. Kerimov et al. (Eds.), International Scientific Conference on Philosophy of Education, Law and Science in the Era of Globalization (PELSEG 2020) (pp. 100–106). Amsterdam: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200723.019

Golomidova, M. V. (2009). Lichnoe imia kak nositel’ sotsial’noi informatsii [Personal Names as Social Information Carriers]. In T. A. Gridina et al. (Eds.), Psikhologicheskiie aspekty izucheniia rechevoi deiatelnosti [Psychological Aspects of Speech Studies] (Vol. 7, pp. 59–72). Ekaterinburg: UrGPU.

Gonnova, N. V. (2020). Lingvokreativnyi potentsial reklamnykh imen (na primere derivatov s otsenochnym komponentom) [Creative Potential of Advertising Names (With reference to Derivatives with Evaluative Component)]. Uralskij fililogicheskij vestnik, 2, 116–126. https://doi.org/10.26170/ufv20-02-10

Koptyaeva, N. N. (2019). Iazykovyie i graficheskiie sposoby diskreditatsii Dzheremi Korbina v internet-memakh [Linguistic and Graphic Means of Discrediting Jeremy Corbyn in the Internet Memes]. Politicheskaya lingvistika, 6, 73–83. https://doi.org/10.26170/pl19-06-09

Kryukova, I. V. (2013). Imena sobstvennye v sovremennoi rossiiskoi reklame [Proper Names in Modern Russian Advertisement]. In T. N. Kolokol’tseva (Ed.), Reklamnyi diskurs i reklamnyi tekst [Advertising Discourse and Advertising Text] (pp. 261–278). Moscow: Flinta.

Motta, M., & Fowler, E. (2016). The Content and Effect of Political Advertising in U.S. Campaigns. In W. Thompson (Ed.), Oxford Research Encyclopedia of Politics. Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228637.013.217

O’Halloran, K. (2011). Multimodal Discourse Analysis. In K. Hyland, & B. Paltridge (Eds.), Companion to Discourse (pp. 120–137). London: Bloomsbury.

Pavlina, S. (2020). Using Intertextuality in Political Campaign Multimodal Texts. In O. Leontovich, & Li Yingying (Eds.), Text, diskurs, narrativ: sovremennye tendentsii i perspektivy issledovaniia [Text, Discourse, Narrative: Current Trends and Perspectives] (pp. 146–157). Volgograd: PrinTerra Design.

Romanova, T. P. (2020). Iventonim kak reklamno-informativnyi tip imeni sobstvennogo [Eventonym: A Specific Type of Advertising Proper Name]. Voprosy onomastiki, 17(2), 220–240. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.2.025

Steinmetz, K. (2020, February 12). Terms Like ‘OK Boomer’ Are Hard to Define. This Dictionary is Trying to Do it Anyway. Time. Retrieved from https://time.com/5782508/ok-boomer-meaning-slang-dictionary/ (accessed on 03.05.2023).