2020. Т. 17. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Хазиева Гузалия Сайфулловна
Казанский государственный институт культуры
Казань, Татарстан

Агионим Хызыр-Ильяс в локальных культурных традициях татар

Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 3. С. 316–324.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.046

Рукопись поступила в редакцию 20.09.2019

Аннотация: В статье рассматривается бытующий в татарской народной культуре агионим Хызыр-Ильяс. На основе изучения фольклорно-этнографических материалов, главным образом текстов заговорной традиции, выделено несколько локальных вариантов агионима: Гөзер-Ильяс, Көзер-Илйас, Хөзер-Ильяс, Хөсер-Илйас, Хызыр-Ильяс, Кодырата, Кыдыр ата, Кодырата бабай. Путем этнолингвистического анализа проводится реконструкция народного образа соответствующего персонажа: выявляются его функциональные, атрибутивные, локативные и темпоральные характеристики. В текстах татарских локальных культур Хызыр-Ильяс представлен как невидимый таинственный путник, помогающий тем, кто испытывает трудности. Прежде всего его считают духом дороги (җул иясе). Кроме покровительства путникам, Хызыр-Ильяс выполняет и другие функции: служит одним из посредников между человеком и Аллахом, защищает людей от болезней и несчастий, обеспечивает их достатком и удачей. Важнейшими атрибутами Хызыр-Ильяса являются его одежда белого цвета и плеть, служащая символом изгнания всего дурного. Согласно народным представлениям, Хызыр-Ильяс обитает в поле, а среди его темпоральных атрибутов выделяется пятница — день, в который возможно увидеть его воочию. В исследовании прослежены параллели образа Хызыр-Ильяса в культурах некоторых других тюркоязычных народов.

Ключевые слова: татары, локальные культурные традиции, фольклор, заговоры, заклинания, агионимия, Хызыр-Ильяс, этнолингвистика.

Источники

Бакиров М. Х. Татарский фольклор. Казань : Изд-во АН РТ, 2018.

Гордлевский В. А. Народный календарь // Гордлевский В. А. Избранные сочинения : в 4 т. Т. 3. М. : Восточная литература, 1962.

Гыйльманов Г. Г. Татар мифлары: иялəр, ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. Казан : Татарстан китап нəшр., 1999.

Катанов Н. Ф. Алфавитный указатель собственных имен, встречающихся в первом томе «Образцов народной литературы тюркских племен», собранных В. В. Радловым. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1888.

Кондыбай С. Казах мифологиясе. Алматы : Нурлы Алем, 2005.

Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов. СПб. : Изд-во Имп. Акад. наук, 1791.

Мəрҗəни Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. Казан : [б. и.], 1989.

МММ — Милли-мəдəни мирасыбыз : Актаныш ; Омск өлкəсе татарлары ; Самара ; Кукмара ; Чүпрəле ; Оренбург өлкəсе татарлары ; Томск өлкəсе татарлары ; Пермь ; Астрахань ; Мамадыш ; Арча. Казан : Ин-т языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2010–2017.

МНМ — Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия, 2008.

Урманчеев Ф. И. Татар мифологиясе. Энциклопедик сүзлек : 3 т. Т. 1 : А–Г. Казан : Мəгариф, 2009.

Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М. : Наука, 2010.

Исследования

Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Символический язык традиционной культуры. Балканские чтения — 2 / отв. ред. С. М. Толстая, И. А. Седакова. М. : Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1993. С. 3–35.

Махмутов Х. Ш. Борынгылар əйткəн сүзлəр (VIII–XVII йөз төрки-татар ядкярлəрендə афоризмнар). Казан : Фикер, 2002.

Садекова А. Х. Религиозный фольклор в татарской литературе XII — начала ХХ в. Казань : ИЯЛИ, 2014.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе. М. : Изд. дом Марджани, 2009.

Фəхретдинов Р. Болгар вэ Казан тореклэре. Казан : Татарстан китап нəшр., 1993.

Яхин Ф. З. Татар шигъриятендə дини мистика һəм мифология. Казан : Татарстан китап нəшр., 2000.

Babayeva X. Ə. Azərbaycan folklorunda Xızır Nəbi (İlyas) obrazı (türk folkloru kontekstində). Bakı : Çaşıoğlu, 2013.

Döğüş S. Anadolu’da Hızır-Ilyas Kültü ve Hıdrellez Gelenegi // Turkish Culture & Haci Bektas Veli Research Quarterl. 2015. Iss. 74. Р. 77–100. DOI: 10.12973/hbvd.74.153.