2015 №1 (18)

Вернуться к содержанию выпуска

Голомидова Марина Васильевна
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Урбанонимический дизайн: к вопросу о названиях внутригородских объектов

Вопросы ономастики. 2015. № 1 (18). C. 186–196
DOI: 10.15826/vopr_onom.2015.1.010

Рукопись поступила в редакцию 30.03.2015

Аннотация: Статья посвящена проблемам современной деятельности по созданию и присвоению собственных имен фрагментам внутригородского пространства — улицам, переулкам, площадям, скверам и т. д. В основу авторских размышлений положен личный опыт работы в Комиссии по городским наименованиям Екатеринбурга. Цель статьи — предложить для обсуждения новый подход к разрешению дискуссионных вопросов номинативной практики. Предопределившая общие параметры нового подхода гипотеза связана с идеями брендинга территории, формирования и продвижения его имиджа в глазах самих жителей и внешних аудиторий. Урбанонимы рассматриваются как информационно-коммуникационный ресурс, значимый для трансляции имиджа города, поэтому, как полагает автор, действиям по называнию отдельных объектов городского пространства должно предшествовать создание целостной имиджевой урбанонимической концепции, в которой будут определены черты городской идентичности и намечены темы, наиболее важные для акцентирования в именах городских объектов. С последовательной реализацией стратегической концепции автор связывает понятие рационального, рассчитанного на перспективу урбанонимического строительства. В характеристике процесса и результатов именотворчества автор предлагает исходить из логики дизайна, но дизайна именотворческого, подчиненного определенным принципам конструирования целого. В качестве наиболее значимых принципов работы с городским топонимиконом называются принципы сбалансированности и соразмерности, функциональности и ориентирующей способности, образной гармоничности и ясности.

Ключевые слова: русский язык, урбанонимы, номинация, принципы номинации, имидж города, урбанонимический дизайн