2020. Т. 17. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Голомидова Марина Васильевна
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Топонимическое имиджирование городских пространственных объектов

Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 3. С. 263–278.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.043

Рукопись поступила в редакцию 23.07.2020

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению процессов топонимической номинации в отношении городских пространственных объектов с точки зрения современного маркетинга территорий и брендинга. Автор опирается на определение имиджа места как рационально формируемого образа и постулирует значимость топонимического имиджирования для осуществления топонимических практик в условиях рыночной экономики и трансформации социокультурной среды. Целью статьи является анализ фактов топонимического нейминга, направленного на управление восприятием образов пространственных объектов и сочетающегося с трансляцией имиджевой семантики в медийных текстах. Основной языковой материал работы представлен топонимами Екатеринбурга, в качестве дополнительного материала привлекаются топонимы иных городов. Научная новизна исследования обусловлена применением методов дискурсивного анализа для объяснения имиджевой платформы топонимического означивания, которая репрезентируется как в номинативных решениях, так и в семиотике материального ландшафта и дискурсах стейкхолдеров (заинтересованных субъектов), вовлеченных в продвижение локаций. Способы топонимического имиджевого нейминга в ходе позиционирования и продвижения локаций раскрываются в номинировании коммерческой жилой недвижимости, территорий сосредоточения престижных объектов бизнес-деятельности, досуговых и спортивных площадок. Это позволяет представить имиджевые номинативные техники для топореалий, соотнесенных с разными сферами общественных отношений. Отмечается включенность имиджевой номинации в процессы коммодификации пространства, с которыми автор связывает не только стоимостную составляющую, но и повышение социальной ценности участков городского ландшафта. Оценивается возрастающая продуктивность условно-символического принципа называния, что, по мнению автора, сближает и уподобляет разработку индивидуализирующих компонентов в эргонимической и топонимической номинации. Результаты объяснения лингвистического и общесемиотического аспектов топонимического имиджирования призваны способствовать решению проблемных вопросов прикладной топонимики и развития муниципальной топонимической политики.

Ключевые слова: городской топоним, имидж места, топонимическое имиджирование, топонимическая номинация, дискурс-анализ, семантические модели номинации, коммодификация городского пространства.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00586 «Урбанонимы как часть языкового ландшафта города: традиции и перспективы рационального развития».

Источники

Беловицкая К. «Тинькофф» хочет, чтобы петербургскую арену назвали в его честь // Gazeta.SPb. Дата публ.: 20.03.2019. URL: https://gazeta.spb.ru/2097063-tinkov-hochet-chtoby-peterburgskuyuarenu-n...

Беляев А. Павел Дацюк: «эта арена принадлежит нашему будущему!» // MK.RU — Екатеринбург. Дата публ.: 24.08.2016. URL: https://eburg.mk.ru/articles/2016/08/24/pavel-dacyuk-eta-arenaprinadlezh...

«Дом с твоим именем»: как молодой человек повлиял на судьбу жилого комплекса // E1.RU. Дата публ.: 07.08.2020. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69404800.html

Корчак Д. УГМК полностью меняет концепцию «Екатеринбург-Сити» и отказывается от главного символа проекта // URA.RU. Дата публ.: 01.10.2019. URL: https://ura-news.turbopages.org/ura.news/s/news/1052401413

Кужильный Д. Знакомство с Екатеринбургом: заповедник конструктивизма // Между строк. URL: https://mstrok.ru/dmitrij-kuzhilnyj/znakomstvo-s-ekaterinburgom-zapovedn...

Парк культуры нового типа // Культура.Екатеринбург.рф. Дата публ.: 19.03.2019. URL: http://культура.екатеринбург.рф/articles/678/i257881/

Ровнушкина А. Русский авангард и конструктивизм: рассматриваем новый фирменный стиль парка Маяковского // E1.RU. Дата публ.: 08.06.2020. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-

69303010.html

Топонимика формирует образ города // Институт Генплана Москвы. Дата публ.: 16.11.2018. URL: https://genplanmos.ru/publication/2018_11_16_toponimika_formiruet_obraz_...

Исследования

Багирова Е. П., Гаврикова Э. О. Языковой имидж современного города (на материале годонимов и эргонимов г. Тюмень) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 43–55.

Басик С. Н. Коммодификация топонимии как феномен социально-экономической и культурной географии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Естественные науки». 2018а. № 2. С. 59–70. DOI: 10.18384/2310-7189-2018-2-59-70

Басик С. Н. Критическая топонимика как направление географических исследований: проблемы и перспективы // Географический вестник. 2018б. №1 (44). С. 56–63. DOI: 10.17072/2079-7877-2018-1-56-63

Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 82–99.

Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб. : Алетейя, 2003.

Полюшкевич О. А. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) // Управленческое консультирование. 2017. № 11 (107). С. 80–94.

Попова О. И., Григорьева Е. С., Морозова И. Ю. Имиджевая политика территории: анализ имиджа Екатеринбурга. Екатеринбург : Институт международных связей, 2015.

Разумов Р. В., Горяев С. О. Новые ойкодомонимы как отражение ментальной карты города // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 1. С. 93–111. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(1).93-111

Разумов Р. В., Горяев С. О. Трансляция региональной идентичности в урбанонимии российских городов: современное состояние // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 2. С. 201–219. DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.024/

Терентьев Е. А. Теоретико-методологическая концептуализация топонимических практик (на примере Москвы и Санкт-Петербурга) : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.01 / НИУ ВШЭ. М., 2016.

Тхакахов В. Х. Идентичность и память в урбанонимах Владикавказа // Дискурс. 2019. Т. 5. № 6. С. 108–119. DOI: 10.32603/2412-8562-2019-5-6-108-119/

Шушарина Г. А. Экспликация региональной идентичности Комсомольска-на-Амуре в региональном ономастическом пространстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (167). С. 76–80.

Alderman D. H. Place, Naming, and the Interpretation of Cultural Landscapes // Ashgate Research Companion to Heritage and Identity / eds. P. Howard, B. Graham. London : Ashgate Press, 2008. P. 195–213.

Azaryahu M. The Power of Commemorative Street Names. Environment and Planning // Society and Space. 1996. № 14 (3). P. 311–330.

Karimi A. Street Fights: The Commodification of Place Names in Post-Taliban Kabul City // Annals of the Association of American Geographers. 2016. № 106 (3). P. 738–753.

Light D. Tourism and Toponymy: Commodifying and Consuming Place Names // Tourism Geographies. 2014. № 16 (1). P. 141–156.

Light D., Young C. Toponymy as Commodity: Exploring the Economic Dimensions of Urban Place Names // International Journal of Urban and Regional Research. 2015. № 39 (3). P. 435–450.

Masuda J., Bookman S. Neighbourhood Branding and the Right to the City // Progress in Human Geography. 2018. № 42 (2). P. 165–182.

Medway D., Warnaby G. What in a Name? Place Branding and Toponymic Commodification // Environment and Planning. 2014. № 46 (1). P. 153–167.

Rose-Redwood R., Vuolteenaho J., Young C., Light D. Naming Rights, Place Branding, and the Tumultuous Cultural Landscapes of Neoliberal Urbanism // Urban Geography. 2019. № 40 (6). P. 747–761. DOI: 10.1080/02723638.2019.1621125

Vuolteenaho J., Wolny M., Puzey G. «This venue is brought to you by…»: The Diffusion of Sports and Entertainment Facility Name Sponsorship in Urban Europe // Urban Geography. 2018. № 40 (6). P. 762–783. DOI: 10.1080/02723638.2018.1446586.