2020. Т. 17. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Петросян Армен Егишевич
Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения
Ереван, Армения

Царь Артавазд и анаграмма его имени в древнеармянской эпической песне

Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 3. С. 9–22.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.032

Рукопись поступила в редакцию 26.02.2020

Аннотация: Во второй части древнеармянского эпоса «Випасанк» рассказывается о деяниях царей Арташеса и Артавазда: Арташес на войне побеждает аланское войско, похищает аланскую царевну Сатиник (Сатеник) и женится на ней. После Арташеса правит его сын Артавазд. Духи каджи заковывают его, проклятого отцом, в цепи в пещере горы Арарат, откуда он стремится освободиться и разрушить мир. В одном из сохранившихся отрывков сказители пели: «Tenč‘ayr Sat‘inik tikin tenč‘ans / Zartaxur xawart ew ztic‘ xawarci / I barjic‘n Argawanay» (Хоренаци I.30). Первая и третья строки означают соответственно: «мечтала мечты госпожа Сатиник» и «из подушек Аргавана». Вторая строка текста загадочна, но смысл всего текста сводится к тому, что царица пылала страстью к Аргавану. Аргаван — князь, глава рода вишапазунов («драконидов»). А об Артавазде рассказывали, что «дракониды выкрали младенца Артавазда и заменили его дэвом». Дэв в этом контексте тождественен вишапу-дракону, и Артавазд сам в конце эпоса имеет драконий образ. Вся логика эпоса подсказывает, что в архаичной его версии Артавазд считался сыном Аргавана. Фердинанд де Соссюр, изучая специфику индоевропейского поэтического языка, заметил, что в нем действовал принцип, согласно которому в тексте повторами звуков и звукосочетаний передавалось имя бога или героя, о котором говорится в тексте. В первой строке приведенной песни упоминается Сатиник, а в третьей — Аргаван, но все же весь отрывок создан по принципу анаграммы, которая может быть совмещена с прямым упоминанием имени героя. Так, звукoсочетания ten, in, ik, ans первой строчки наряду с открытым упоминанием героини представляют анаграмму имени Сатиник, а повторения ar и awa во второй и третьей строках наряду с именем Аргавана в третьей строке можно принять за анаграмму имени Аргаван. Во второй строке два раза повторяются звукосочетания art и awa. Автор указывает, что в словах zartaxur xawart ew ztic‘ xawarci можно найти анаграмму имени Artawazd art-awa-zt. Значит, здесь анаграмматически — тайным способом — передавалось имя плода тайной любви Сатиник и Аргавана — Артавазд.

Ключевые слова: Хоренаци, древнеармянские сказители, царь Артавазд II, соссюровская анаграмма, индоевропейская поэзия, армянская мифология, древнеармянский эпос.

Источники

Арутюнян С. Б. Армянская мифология. Бейрут : Тип. В. Сетян, 2000 (на арм. яз.).

Арутюнян С. Б. Мифы и легенды Древней Армении. Ереван : Аревик, 2007.

ДС — Давид Сасунский. Армянский народный эпос. М. : Изд-во худож. лит., 1958.

Кохбаци Е. Опровержение лжеучений (Речи против ересей). Сер. «Памятники древнеармянской литературы» / пер. С. С. Аревшатяна. Ереван : Наири, 2008.

КФ — Кабардинский фольклор / общ. ред. Г. И. Бройдо. М. ; Л. : Academia, 1936.

НСАЯ — Новый словарь армянского языка : в 2 т. / ред. Г. Аветикян, X. Сюрмелян, М. Авгерян. Венеция : Тип. Мхитаристов, 1836–1837 (на арм. яз.).

ПНС — Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев / пер. с абх. Г. Гулия, В. Солоухина. Сухум : Алашара, 1988.

Хоренаци М. История Армении / пер. Г. Х. Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990.

Исследования

Абаев В. И. Нартовский эпос // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. 1945. Т. 10. Вып. 1. С. 23–142.

Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван : Изд-во АН Армении, 1948.

Абегян М. Труды : в 8 т. Т. 1. Ереван : Изд-во АН Армении, 1966 (на арм. яз.)

Абрамян Л. А. Прикованный герой: перекрывающиеся ландшафты и мифы // Comparative Studies on Regional Powers. 2013. № 2. Р. 5–25.

Ардзинба В. Г. Нартский сюжет рождения героя из камня // Древняя Анатолия / под ред. Б. Б. Пиотровского, В. В. Иванова, В. Г. Ардзинбы. М. : Наука, 1985. С. 128–168.

Арутюнян С. Б. Отражение некоторых особенностей индоевропейской метрики в древнеармянской поэзии и фольклоре // Историко-филологический журнал. 1987. № 4. С. 48–60 (на арм. яз.).

Бобохян А. А. Святилище Кунтара и камень кункунуцци // Вишап на стыке сказки и реальности / ред. А. Бобохян и др. Ереван : Изд-во Ин-та археологии и этнографии, 2019. С. 450–461 (на арм. яз.).

Гадагатль А. М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар : Краснодар. кн. изд-во, 1967.

Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1984.

Дьяконов И. М. К вопросу о символе Халди // Древний Восток. 1983. № 4. С. 190–194.

Дьячков-Тарасов Н. Абадзехи (историко-этнографический очерк) // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. 1902. Кн. 22. Вып. 4.

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М. : Наука, 1976.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М. : Наука, 1990.

Иванов Вяч. Вс. Использование для этимологических исследований однокоренных слов в поэзии на древних индоевропейских языках // Этимология — 1967 / под ред. В. Н. Топорова, О. Н. Трубачева. М. : Наука, 1969. С. 40–56.

Иванов Вяч. Вс. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Ва(х)агну // Историко-филологический журнал. 1983. № 4. С. 22–43.

Иванов Вяч. Вс. Теория анаграмм в индоевропейском стихе // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. М. : Языки русской культуры, 1999. С. 617–627.

ИЭСОЯ — Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка : в 4 т. M. ; Л. : Наука, 1958–1989.

КСАЯ — Ачарян Р. Корневой словарь армянского языка : в 4 т. Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1971–1979 (на арм. яз.).

Мартиросян Г. Новая попытка интерпретации «артахур хаварт» // Историко-филологический журнал. 1996. № 1–2. С. 311–316 (на арм. яз.).

Миллер В. Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Миллер В. Ф. Фольклор народов Северного Кавказа : тексты, исследования. М. : Наука, 2008. С. 826–837.

Оганесян Г. В. Древнеармянская драма и ее модификации. Ереван : Изд-во АН Армении, 1990 (на арм. яз.).

Петросян А. Е. Армянский Мхер, западный Митра и урартский Халди // Армянский эпос «Сасунские удальцы» и всемирное эпическое наследие / ред. А. Егиазарян и др. Ереван : Лимуш, 2004. С. 42–0.

Петросян А. Е. К вопросу об истоках армянской традиционной драмы // Историко-филологический журнал. 2006. № 2. С. 256–284 (на арм. яз.).

Петросян А. Е. Соотношение армянских и северокавказских нартских эпосов // Армянский эпос и всемирное эпическое наследие. Вып. 3 / ред. А. Петросян, А. Егиазарян. Ереван : Гитутюн, 2012. С. 8–51.

Петросян А. Е. Некоторые армяно-западнокавказские эпические параллели // Эволюция эпической традиции : к 80-летию академика АН Абхазии Ш. Х. Салакая / под ред. З. Д. Джапуа. Сухум : НААР, 2014а. С. 192–195.

Петросян А. Е. Структурные связи армянских и осетинского нартского эпосов // Армянский эпос и всемирное эпическое наследие. Вып. 4 / ред. А. Петросян. Ереван : Гитутюн, 2014б. С. 47–53.

Петросян А. Е. Армянская Сатеник / Сатиник и кавказская Сатана / Сатаней // Вестник Владикавказского научного центра. 2016. № 1. С. 8–17.

Петросян А. Е. Армянские духи каджи: образ и название // Вопросы ономастики. 2018. Т. 15. № 1. С. 51–64. DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.1.003

Петросян А. Е. Древнеиндоевропейский Змей в армянской традиции и стелы вишапы // Вишап на стыке сказки и реальности / ред. А. Бобохян и др. Ереван : Изд-во Ин-та археологии и этнографии, 2020а. С. 146–156 (на арм. яз.)

Петросян А. Е. Соссюровские анаграммы «Песни Вахагна» // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XXIV (чтения памяти профессора И. М. Тронского) / отв. ред. Н. Казанский. СПб. : ИЛИ РАН, 2020б. С. 181–189.

Саркисян Г. Х. Обожествление и культ царей в Древней Армении // Вестник древней истории. 1966а. № 2. С. 3–26.

Саркисян Г. Х. Армения эллинистической эпохи и Мовсес Хоренаци. Ереван : Изд-во АН Армении, 1966б (на арм. яз.).

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М. : Прогресс, 1977.

Ahyan S. Les débuts de l’histoire d’Arménie et les trois fonctions indo-européennes // Revue de l’histoire des religions. 1982. № CIC-3. P. 251–271.

Colarusso J. Myths from the Caucasus: The Nart Sagas of the Circassians, Abazas, Abkhaz, and Ubykhs. Princeton, Oxford : Princeton Univ. Press, 2002.

Fox R. L. Travelling Heroes: Greeks and Their Myths in the Epic Age of Homer. New York : International Ed., 2008.

Haas V. Geschichte der hettitischen Religion. Leiden ; New York ; Koln : Brill, 1994.

Ivanov V. V. A Probable Structure of a Protoform of the Ancient Armenian Song of Vahagn // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2011. № 6 (1). P. 7–23.

Markwart J. Le berceau des Arméniens // Revue des études arméniennes. 1928. № 8. P. 210–232.

Petrosyan A. Y. The Indo-European and Ancient Near Eastern Sources of the Armenian Epic. Washington : Institute for the Study of Man, 2002.

Russell J. Argawan: The Indo-European Memory of the Caucasus // Journal of Armenian Studies. 2006. Vol. 8. № 2. P. 110–147.

Schwartz M. Cautes and Cautopates // Mithraic Studies — II // ed. by J. R. Hinnells. Manchester : Manchester Univ. Press, 1975. P. 406–423.

Schwartz M. Transformations of the Indo-Iranian Snake-Man // Myth, Language, Ethnoarcheology, and Iranian Identity. 2012. Vol. 45. № 2. P. 275–279.

Starobinski J. Les mots sous les mots. Les anagrammes de Ferdinand de Saussure. Paris : Gallimard, 1971.

Vian F. La triade des rois d’Orchomène: Étéoclès, Phlégyas, Minyas // Hommages à Georges Dumézil. Brussels : Latomus, 1960. P. 215–224. (Collection Latomus ; vol. XLV).