2019. Т. 16. №4

Вернуться к содержанию выпуска

Фомин Анатолий Аркадьевич
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Загадочный Арвентур: поэтоним как ключевое слово произведения

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 4. С. 180–201.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.052

Рукопись поступила в редакцию 19.10.2019

Аннотация: В статье рассматривается окказиональное имя собственное Арвентур из одноименного рассказа А. С. Грина. Ряд факторов указывает на важную роль его в произведении: заголовочная позиция онима; его высокая частотность, отчетливо проявляющаяся на фоне небольшого объема текста; достаточно равномерное распределение форм онима в тексте; функциональная специфика, связанная с эстетическими задачами имени собственного в произведении. Специфичность поэтонима проявляется уже на этапе его интродукции. Первичной и единственной для номинируемого им объекта служит ономастическая номинация, которая не сопровождается, как это происходит обычно, введением в текст кореферентных апеллятивных единиц. Данное обстоятельство приводит к тому, что полноценный референт для поэтонима Арвентур в тексте не формируется. Класс номинируемого онимом объекта и его свойства читателю остаются неизвестными. Отсутствие полноценного референта обусловливает семантическую скудость поэтонима. Рассмотрев хронотопическую структуру произведения, автор статьи приходит к выводу о четкой закрепленности поэтонима за одной из хронотопических зон художественного мира, символом которой он становится. Следствием указанной специфики употребления онима является его функциональная перестройка: основные лингвистические функции проприальной единицы нейтрализуются, а на передний план выходят эстетические функции, связанные с восприятием онима как компонента художественного произведения. Важнейшие из них — символическая и аксиологическая функции. Вследствие семантической скудости онима основным источником его эстетической значимости становится экспонент. В связи с этим в статье рассматриваются, во-первых, фоносемантические качества экспонента и, во-вторых, элементы его ассоциативного фона. Автор статьи вычисляет оценки фонетического значения онима, которые могли повлиять на его восприятие. В качестве элементов ассоциативного фона предлагаются некоторые географические названия Юго-Западной Европы, сходные по своим экспонентам с окказиональным поэтонимом Арвентур. Автор статьи приходит к выводу, что именно эти факторы обусловливают аксиологию стоящего за поэтонимом художественного образа.

Ключевые слова: литературная ономастика, поэтическая ономастика, литературный оним, поэтоним, имя собственное в художественном тексте, поэтика онима, Александр Грин, Арвентур, фоносемантика, ассоциативный фон поэтонима.

Источники

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений / гл. ред. Н. Л. Мещеряков ; АН СССР. Т. 2 : Миргород / ред. В. В. Гиппиус. М. : Изд-во АН СССР, 1937.

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом). Т. 6 : Мертвые души. [Ч.] 1 / [ред. Н.Ф. Бельчиков и др.]. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1951.

Грин А. С. Арвентур // Грин А. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 2. М. : Правда, 1980. С. 195–197.

Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности. М. : Прогресс, 1989.

Шведова — Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2007.

Исследования

Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998.

Журавлев А. П. Звук и смысл. М. : Просвещение, 1981.

Карпенко Ю. А. Специфика имени собственного в художественной литературе // Карпенко Ю. О. Лiтературна ономастика. Одеса : Астропринт, 2008. С. 221–236.

Ключерова А. О. Структура и функции метафор в произведениях А. С. Грина : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Мос. пед. гос. ун-т. М., 2018.

Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. М. : Наука, 1969.

Кухаренко В. А. Имя заглавного персонажа в целом художественном тексте // Русская ономастика / отв. ред. Ю. А. Карпенко. Одесса : Изд-во Одес. гос. ун-та, 1984. С. 109–117.

Фомин А. А. Антропонимическая метаморфоза и художественный замысел // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2 : Гуманитар. науки. 1999а. № 13. Вып. 2. С. 54–69.

Фомин А. А. Ономастика и хронотоп: О художественных функциях мелонима «Фанданго» у А. Грина // Русский язык и русистика в современном культурном пространстве : тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. (13–16 октября 1999 г., Екатеринбург) / отв. ред. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999б. С. 173–177.

Фомин А. А. Ономастика «Фанданго» А. Грина: хронотоп и концептуальный план произведения // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2 : Гуманитарные науки. 2000. № 17. Вып. 3. С. 133–146.

Фомин А. А. Ассоциативные связи литературного онима и аксиология художественного образа // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2 : Гуманитар. науки. 2001а. № 20. Вып. 4. С. 213–228.

Фомин А. А. Литературная ономастика и аксиологический аспект оппозиции свое — чужое в художественном тексте // Лингвокультурологические проблемы толерантности : тез. докл. Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 24–26 октября 2001 г.) / отв. ред. Н. А. Купина, М. Б. Хомяков. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001б. С. 140–143.

Фомин А. А. Имя как прием: реминисцентный оним в художественном тексте // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2 : Гуманитар. науки. 2003. № 28. Вып. 6. С. 167–181.

Фомин А. А. О реминисцентных именах собственных в произведениях А. Грина // Александр Грин: Судьба и творчество : статьи, очерки, исследования / ред.-изд. Д. Лосев. Феодосия ; М. : Коктебель, 2008. С. 100–109.

Фомин А. А. О смыслообразующем потенциале поэтонимов в рассказе А. С. Грина «Элда и Анготэя» // Александр Грин: жизнь, личность, творчество : статьи, очерки, исследования / сост. А. А. Ненада. Феодосия : Арт Лайф, 2010. С. 76–87.