2019. Т. 16. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Черных Александр Васильевич
Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Пермь, Россия

Старообрядческие согласия в народной терминологии русского населения Пермского края

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 85–110.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.016

Рукопись поступила в редакцию 14.02.2019

Аннотация: В статье на основе архивных и полевых материалов рассматриваются особенности народной терминологии, связанной с обозначением разных старообрядческих согласий в русских локальных традициях Пермского Прикамья. В регионе функционирует множество терминов и их вариантов, обозначающих представителей разных старообрядческих согласий. В сложной конфессиональной структуре русского населения Пермского края бытование целой системы названий было необходимо для выстраивания конфессиональной идентичности и определения конфессиональных границ. Изучаются особенности научной терминологии, связанной с обозначением данных названий, определяется, что наиболее приемлемым для данной группы лексики следует считать термин конфессионим, уже имеющий широкое использование. Исследуются основные принципы номинации старообрядческих согласий в народной речи — географический, антропонимический, символический. Определяется, что наиболее распространенными можно считать названия, происходящие от антропонимов и ойконимов. Народные названия старообрядческих согласий отражают реальные исторические факты и события локальной истории, в них также проявились особенности, объяснимые только спецификой старообрядческой культуры. Приводятся основные лексические единицы, зафиксированные для обозначения старообрядцев часовенного, поморского, белокриницкого, беглопоповского согласий и единоверцев. Для каждого согласия приводятся основные номинации, рассматриваются особенности их употребления и примеры из диалектной речи русских Пермского Прикамья. Значительную часть зафиксированных в регионе названий можно отнести к общеупотребительным и широко распространенным в России и за ее пределами; ряд конфессионимов — это официальные и научные названия того или иного согласия. В то же время значительную часть составляют локальные названия, принятые и распространенные в том или ином районе рассматриваемого региона, а нередко характерные только для локальной традиции одного населенного пункта.

Ключевые слова: старообрядцы, староверы, старообрядческие согласия, народная терминология, конфессионимы, Пермское Прикамье, диалектная лексика.

Источники

Воронцова Ю. Б. Словарь коллективных прозвищ. М. : АСТ-ПРЕСС Книга, 2011.

Королева С. Ю., Беломестнова А. С. «Живешь ты там одна, к чему?» (из личной переписки уральских старообрядцев-бегунов) // Живая старина. 2016. № 4. С. 6–10.

Морозов В. Краткий очерк состояния раскола старообрядчества и деятельности миссии в пределах Пермского уезда за 1906 год // Перм. епарх. ведомости. 1907. № 8. С. 88–98 ; 130–138 ; 185–190.

Подюков И. А., Чагин Г. Н., Шляхова С. С. Фокеевна : документальная повесть. Пермь : Сота, 2009.

Справочная книга Пермской епархии на 1912 год / сост. П. Ершов. Пермь : Электр. тип. П. Ф. Каменского, 1911.

Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы : опыт энцикл. словаря / сост. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М. : Церковь, 1996.

ЦДООСО — Центр документации общественных организаций Свердловской области (г. Екатеринбург).

Исследования

Безгодов А. А. «Путинская вера»: Староверы часовенного согласия в Верхокамье к началу ХХI в. // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы Х Междунар. конф. (Москва, 15–17 ноября 2011 г.) / ред.-сост. В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина и др. М. : [б. и.], 2011 [Электронный ресурс]. URL:  http://www.borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_rus&id=134&sid=83.

Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / ред. И. В. Починская. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 136–172.

Дружинина С. А. Названия и самоназвания старообрядческих согласий в Прикамье // Этническая культура и современная школа : материалы обл. науч.-практ. конф. (22–23 апреля 2003 г., Кудымкар). Вып. 1. Пермь : [б. и.], 2003. С. 79–84.

Кирилэ Ф. Старообрядцы, староверы, липоване: историко-этимологическое исследование // Культура русских-липован (русских старообрядцев) в национальном и международном контексте. 2001. Вып. 3. С. 213–243.

Клюкина (Боровик) Ю. В. Старообрядцы-часовенные Урала в конце XIX – начале XX в. // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / ред. И. В. Починская. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 85–107.

Липинская В. А. Этнонимы и конфессионимы русского населения в Румынии // Этнографическое обозрение. 1998. № 5. С. 44–56.

Мангилев П. И. К истории поморского согласия на Урале ХVIII–ХХ вв. // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / ред. И. В. Починская. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 4–24.

Никитина С. Е. Об идентичности, самоидентификации и идентификаторах в конфессиональных культурах (на материале современного старообрядчества) // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы Х Междунар. конф. (Москва, 15–17 ноября 2011 г.) / ред.-сост. В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина и др. М. : [б. и.], 2011. Т. 2. С. 68–72.

Островский А. Б. Старообрядцы и православные в русском сельском социуме. Вторая половина ХIХ – ХХ век. Формы общения, ритуальная специфика : этнографические очерки. СПб. : Нестор-История, 2011.

Поздеева И. В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966–1980 гг.) / под ред. И. Д. Ковальченко. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 40–71.

Пригарин А. А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце ХVIII – первой половине ХIХ в. Одесса ; Измаил ; М. : СМИЛ ; Археодоксия, 2010.

Пригарин А. А. Идентичность этноконфессиональной общности старообрядцев Придунавья по источникам первой половины ХIХ в. // Традиционная культура. 2011. № 1 (41). С. 59–78.

Смилянская Е. Б. «Три дороги есть: одна в ад в муку, другая в огонь, а третья в рай». Повествования о вере и спасении старообрядцев Верхокамья // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России ХХ–ХХI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) / под ред. Е. Б. Смилянской. М. : Индрик, 2012. С. 49–165.

Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец ХIХ – ХХ в.). Ч. 1 : Обычаи и обряды зимне-весеннего периода. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002.

Чагин Г. Н. Старообрядческий мир верховьев Колвы и Печоры ХIХ–ХХ вв. // Чагин Г. Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии. Пермь : Изд-во ПГУ, 2002. С. 298–312.

Черных А. В. Старообрядчество южных районов Пермской области в контексте этнокультурной истории // Старообрядческий мир Волго-Камья. Проблемы комплексного изучения : материалы науч. конф. (Пермь, 25–26 октября 2001 г.) / ред. колл. Г. Н. Чагин, А. В. Черных, А. В. Шилов. Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2001. С. 133–158.

Черных А. В. К проблеме народной терминологии старообрядческих согласий в русских традициях Прикамья // Staroobrzędowcy za granicą 2 / pod red. D. Pasko-Koneczniak, M. Ziółkowskiej, S. Grzybowskiego, M. Głuszkowskiego. Toruń : Eikon, 2014. S. 309–318.

Черных А. В. Народная терминология старообрядческих согласий в русских традициях Прикамья: бегуны (странники) // Традиционная культура. 2018. № 5. С. 97–109.